ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

в Архангельской области

(8182) 288-321

Телефон горячей линии
телефоны МО

Новости

С 1 января 2021 г. цифровая валюта (криптовалюта) подлежит указанию в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 29.09.2020

С 1 января 2021 г. цифровая валюта (криптовалюта) подлежит указанию в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Также расходы на ее приобретение учитываются при контроле за расходами публичных должностных лиц, а отдельным категориям публичных должностных лиц запрещено владеть цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровыми валютами

Такие положения предусмотрены Федеральным законом от 31 июля 2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступает в силу с 1 января 2021 г.

Закон призван создать в России систему регулирования оборота криптовалют, в том числе, в контексте противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма

С федеральным законом можно ознакомиться: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202..

Федеральный закон вносит изменения в следующие федеральные законы в сфере противодействия коррупции:

от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

введена часть 10 статьи 8 (регулирует предоставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), в которой предусмотрено, что для целей федерального закона цифровая валюта признается имуществом

со дня вступления в силу федерального закона (с 1 января 2021 г.) при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны будут предоставляться сведения о цифровой валюте (биткоинах или других криптовалютах)

в настоящее время изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента России от 23 июня 2014 г. № 460, не вносились

Ранее в Методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты России по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки отмечалось, что указывать в справке какие-либо виртуальные валюты не нужно

от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

должностные лица обязаны декларировать имеющиеся у них, их супругов и несовершеннолетних детей цифровую валюту и цифровые финансовые активы, а также раскрывать в сведениях о расходах сделки по их приобретению

тем самым приобретение цифровой валюты (криптовалюты) включено в предмет контроля за расходами по данному федеральному закону

от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, и цифровая валюта отнесены к иностранным финансовым инструментам

Как следствие, отдельным категориям должностных лиц запрещено владеть или пользоваться ими

от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Правовым департаментом в рамках реализации указанных изменений в Федеральный закон № 230-ФЗ подготовлены соответствующие изменения в областные законы и указы Губернатора области

Также правовой департамент обращает внимание на необходимость внесения изменения в муниципальные правовые акты

Примеров стран, которые, подобно России, прямо обязывают публичных должностных лиц декларировать криптовалюту, немного.

В Украине принятый в этом году Закон №140-IX от 20 марта 2020 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения эффективности институционального механизма предотвращения коррупции» обязал должностных лиц декларировать криптовалюту вместе с иными нематериальными активами. При этом декларанту необходимо указывать данные о виде и характеристиках таких активов, дату возникновения права собственности на них и их стоимость на момент приобретения.

В Беларуси, несмотря на отсутствие в Законе от 15 июля 2015 года № 305-3 «О борьбе с коррупцией» прямого требования включать в декларации о доходах и имуществе данные об имеющейся криптовалюте, согласно письму Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь государственные служащие должны отражать в декларации сведения о доходах от деятельности по майнингу, созданию, приобретению и отчуждению токенов.

Гораздо более заметное влияния появление цифровых валют оказало на сферу противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. Децентрализованный характер криптовалюты позволяет использовать ее для перевода и хранения денежных средств, а также для их последующего вывода в деньги без какого-либо внешнего контроля. Как следствие, криптовалюты нередко используются в неправомерной деятельности, в том числе для отмывания доходов от коррупционных и иных преступлений.

В этой связи многие государства сегодня разрабатывают законодательство, устанавливающее правовой статус цифровых валют с тем, чтобы иметь возможность контролировать их обращение.

Необходимость регулирования криптовалют, в том числе в контексте отмывания доходов активно обсуждается и на международных площадках: так, ФАТФ при поддержке «Группы двадцати» были разработаны рекомендательные стандарты, касающиеся регулирования цифровых активов, согласно которым для противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма с использованием криптовалют их оборот должен регулироваться по тем же правилам, что и традиционные финансовые услуги

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области



Возврат к списку