ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

в Архангельской области

(8182) 288-321

Телефон горячей линии
телефоны МО

Новости

Предлагается усилить уголовную ответственность должностных лиц публичных организаций за нарушение антикоррупционного законодательства 04.09.2020

Предлагается усилить уголовную ответственность должностных лиц публичных организаций за нарушение антикоррупционного законодательства

Такой проект федерального закона внесен Правительством России в Государственную Думу.

Это проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия “должностное лицо”» (№ 1013018-7). С ним можно ознакомиться в системе обеспечения законодательной деятельности: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1013018-7

Законопроект, как подчеркивается в пояснительной записке, направлен на реализацию Национального плана противодействия коррупции на 2018 –2020 годы, который утвержден Указом Президента России. Он направлен на совершенствование правовых основ противодействия коррупции.

В документе предлагается расширить перечень должностных лиц, указанных в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса России и дополнить его руководителями хозяйственных и акционерных обществ, публично-правовых компаний и государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с примечаниями к статье 285 Уголовного кодекса России лица, занимающие руководящие должности в дочерних организациях хозяйственных обществ, подконтрольных Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, не являются субъектами таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность. При этом они наделены организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями аналогично должностным лицам, а негативные последствия для общества и государства от совершенных ими общественно опасных деяний по своей тяжести соответствуют преступлениям, предусмотренным главой 30 Уголовного кодекса России.

Уголовное преследование руководителей таких организаций за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (глава 23 Уголовного кодекса России) осложняется отсутствием заявлений об ущербе в правоохранительные органы со стороны потерпевших материнских структур, зачастую не заинтересованных в публичной огласке происшествий.

Как подчеркивается в пояснительной записке, в перечень будут включены те, кто выполняет «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50% голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах».

За основу вносимых изменений были приняты положения отраслевых федеральных законов, в том числе законодательные определения контролирующего и подконтрольного лица, содержащиеся в федеральных законах «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом признано необоснованным распространение на лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в уставных капиталах которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют незначительную долю.

Корреспондирующие изменения законопроектом вносятся в примечание 1 к статье 201 Уголовного кодекса России, определяющее, какие лица признаются выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, для целей главы 23 Уголовного кодекса России.

Правовой департамент администрации Губернатора и Правительства Архангельской области


Возврат к списку