ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

в Архангельской области

(8182) 288-321

Телефон горячей линии
телефоны МО

Новости

Усиление финансового контроля позволит минимизировать коррупционные риски 19.11.2019

Усиление финансового контроля позволит минимизировать коррупционные риски

Существенные изменения, касающиеся организации финансового контроля на областном уровне, внесены в областной закон о бюджетном процессе.

Такой закон подготовлен правовым департаментом администрации Губернатора и Правительства области. Он был внесен Губернатором области и принят во втором чтении областным Собранием 13 ноября.

Данные новации в областном законодательстве о бюджетном процессе обусловлены существенными изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс России. Это Федеральный закон от 26 июля 2019 года № 199-ФЗ. Им усовершенствованы процедуры:

- осуществления государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- применения бюджетных мер принуждения;

- осуществления отдельных полномочий финансовых органов, главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств.

Расширена сфера государственного финансового контроля. Сформирована федеральная система стандартов внутреннего государственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Усовершенствован порядок реализации результатов государственного финансового контроля.

Реализация указанных изменений позволит повысить эффективность деятельности органов финансового контроля и реализации результатов финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, с внедрением указанных изменений будет усилен контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Предстоит ввести мониторинг качества финансового менеджмента

Мониторинг качества финансового менеджмента – это новый инструмент. Он позволяет оценить, насколько качественно исполняются бюджетные процедуры (полномочия), осуществляется управление активами, осуществляются закупки для государственных (муниципальных) нужд.

Применительно к системе областной исполнительной власти мониторинг проводится на двух уровнях.

Областное министерство финансов – в отношении главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета. Порядок такого мониторинга министерство финансов должно установить самостоятельно.

Главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета источников финансирования дефицита бюджета – в отношении подведомственных им распорядителей. Они также должны установить порядок такого мониторинга.

Порядок проведения мониторинга качества финансового менеджмента определяет в том числе:

- правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации, необходимой для проведения мониторинга;

- правила формирования и представления отчета о результатах мониторинга.

Развитие внутреннего финансового аудита

Изменилось содержание внутреннего финансового аудита. Теперь внутренний финансовый аудит осуществляется в целях оценки соблюдения внутренних процедур исполнения бюджетных полномочий самого участника бюджетного процесса.

К субъектам, обязанным осуществлять внутренний финансовый аудит, отнесены получатели бюджетных средств.

Как пояснил Игорь Андреечев, внутренний финансовый аудит направлен на формирование и предоставление руководителю органа власти (учреждения) заключений о достоверности бюджетной отчетности, предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств.

Анализ осуществления внутреннего финансового аудита органами власти будет проводиться централизованно Федеральным казначейством. Ранее сами органы власти и контрольно-счетные органы оценивали осуществление внутреннего финансового аудита. Теперь главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов и источников финансирования дефицита обязаны предоставлять информацию и документы в Федеральное казначейство в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.

Новые полномочия органов государственного финансового контроля

Законом расширен предмет государственного финансового контроля. Ранее его предметом было соблюдение только бюджетного законодательства. Этого недостаточно для пресечения нарушений, влекущих ущерб для бюджетов, но формально не являющихся нарушениями бюджетного законодательства. Теперь в предмет государственного финансового контроля включено:

- соблюдение правовых актов, обусловливающих обязательства перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием из регионального бюджета;

- соблюдение условий государственных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении средств из регионального бюджета.

Вследствие этого существенно увеличиваются полномочия областной контрольно-ревизионной инспекции и областной контрольно-счетной палаты, что учтено в принятом областном законе.

Также уточнено содержание мер реагирования контрольных органов – представления и предписания.

Областная контрольно-ревизионная инспекция дополнительно уполномочена:

- назначать (организовывать) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий, обследований;

- получать постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам;

- направлять в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд недействительными.

Расширено понятие бюджетного нарушения как с точки зрения содержания, так и с точки зрения круга субъектов, противоправные действия (бездействие) которых образуют бюджетные нарушения.

Закон уточнил круг методов осуществления государственного финансового контроля. Это ревизии, проверки и обследования. Санкционирование операций теперь таким методом не является.

Стандарты внутреннего финансового аудита и финансового контроля

В настоящее время порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита определен Правительством области. Сейчас такие полномочия исключаются.

С 1 января 2020 года вводятся федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (ФСВФА), устанавливаемые Министерством финансов России.

ФСВФА должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения внутреннего финансового аудита, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита

Стандарты внутреннего финансового контроля будут введены Минфином России с 1 июля 2020 года.

Иные полномочия участников бюджетного процесса

Министерство финансов области устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований при составлении проекта областного бюджета,порядок исполнения бюджета по расходам. Оно наделяется правом принимать не только решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об изменении (отмене) указанных решений, но и решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.

Областное министерство финансов имеет право получать необходимые сведения от иных финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами), а также от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Законом введена возможность централизации отдельных полномочий органов исполнительной власти и казенных учреждений. Такие полномочия по решению Правительства области могут быть переданы областному министерству финансов.

Также предусмотрен ряд иных изменений:

- уточнено понятие нецелевого использования бюджетных средств;

- скорректированы полномочия финансовых органов по санкционированию оплаты денежных обязательств;

- уточнены требования к бюджетной отчетности – отчету о движении денежных средств и пояснительной записке (должны содержать анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, сведения о выполнении государственного задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований);

- существенно расширены полномочия органов управления государственными внебюджетными фондами;

Как пояснил Игорь Андреечев, принятые изменения в областной закон о бюджетном процессе также призваны стимулировать муниципальные образования к внесению схожих изменений в муниципальные правовые акты. Необходимые рекомендации по таким изменениям уже направлены в муниципалитеты области.

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области


Возврат к списку