
Аудит и контроль закупок фонда капитального ремонта позволит минимизировать коррупционные риски
На сессии областного Собрания принят в первом чтении проект областного закона, предусматривающий совершенствование деятельности регионального оператора в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Он разработан правовым департаментом администрации Губернатора и Правительства области и внесен Губернатором области.
Изменения предлагается внести в областной закон об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории области.
Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента Игорь Андреечев, основная цель изменений – повышение эффективности и прозрачности привлечения подрядных организаций к проведению капитального ремонта.
Речь идет о введении процедур аудита и контроля закупок (торгов), проводимых региональным оператором в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.
Они внедряются в практику отбора областным фондом капитального ремонта подрядчиков для непосредственного выполнения капитального ремонта. Это повысит результативность как отбора подрядчиков, так и проведения капитального ремонта. Это связано с тем, что при закупках используются не бюджетные средства, а деньги, собранные с жильцов. Поэтому эта сфера деятельности проверяется недостаточно.
Использование этих инструментов в апреле текущего года введено постановлением Правительства России. По установленным Правительством России правилам региональный оператор осуществляет отбор подрядных организаций путем проведения закупок (торгов) в целях заключения договора об организации капитального ремонта.
Правительство области определит уполномоченный орган региональной власти, который будет проводить аудиторские экспертно-аналитические мероприятия по анализу и оценке результатов закупок, включая исполнение обязательств по заключенным договорам. Такие функции будут закреплены за министерством ТЭК и ЖКХ области.
План мероприятий будет разрабатываться и утверждаться органом аудита самостоятельно с учетом результатов экспертно-аналитических мероприятий.
В полномочия органа аудита будет входить обобщение результатов осуществления экспертно-аналитических мероприятий, в том числе установление причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков. Также к полномочиям будет относиться подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование порядка осуществления закупок. Будет проводиться систематизация информации о реализации указанных предложений и размещение на официальном сайте обобщенной информации о таких результатах.
Как пояснил Игорь Андреечев, второй инструмент повышения эффективности отбора подрядчиков – контроль закупок (торгов). Он предполагает проверку законности действий (бездействия) заказчика в ходе проведения предварительных отборов подрядчиков, осуществлении закупок, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.
При осуществлении контроля закупок будет проводиться проверка законности действий (бездействия) заказчика – фонда капитального ремонта, органа по ведению реестра, комиссий по проведению предварительного отбора и их членов, комиссий по осуществлению закупок и их членов, операторов электронных площадок при проведении предварительных отборов, осуществлении закупок, заключении договоров о проведении капитального ремонта по их результатам.
Правительство области определит не только такой уполномоченный орган, но и порядок осуществления контроля закупок (торгов) в целях заключения договора об оказании услуг и (или) выполнении работ по капитальному ремонту.
Минимизировать коррупционные риски позволят и иные изменения в областном законе. В частности, это развитие механизма общественного контроля в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Общественным объединениям, иным некоммерческим организациям, советам многоквартирных домов и другим заинтересованным лицам предоставляется право на осуществление общественного жилищного контроля за деятельностью фонда капитального ремонта области.
При осуществлении общественного жилищного контроля указанные субъекты общественного жилищного контроля вправе взаимодействовать с областной жилищной инспекцией.
Также предусмотрена возможность получить информацию о состоянии специального счета. По состоянию на 1 октября 2019 года в области открыто 1 672 специальных счета. Владелец специального счета вправе запросить сведения о размере средств, начисленных на этот счет в качестве взносов на капитальный ремонт. Законопроектом гарантируется предоставление таких сведений в той же форме, в какой был сделан сам запрос – письменной или электронной. Это обеспечить оперативное реагирование лиц, уполномоченных на оказание услуг по предоставлению платежных документов, на указанные запросы.
Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области