ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

в Архангельской области

(8182) 288-321

Телефон горячей линии
телефоны МО

Новости

Изменения в областной закон «О противодействии коррупции в Архангельской области» в связи с упрощением порядка предоставления сведений о доходах депутатами сельских поселений 04.10.2019

Изменения в областной закон «О противодействии коррупции в Архангельской области» в связи с упрощением порядка предоставления сведений о доходах депутатами сельских поселений

Для сельских депутатов упростится порядок предоставления сведений о доходах. Также введена возможность применения иных мер ответственности, кроме досрочного прекращения полномочий, в случае если, муниципальный депутат или глава муниципалитета предоставил недостоверные или неполные сведения о доходах.

Указанные меры ответственности применяются в случае, если искажение представленных сведений о доходах носит несущественный характер.

Соответствующие изменения внесены в областной закон «О противодействии коррупции в Архангельской области». Такой законопроект был подготовлен правовым департаментом администрации губернатора и правительства области.

Областной закон сразу в двух чтениях принят на прошедшей 25 сентября сессии областного Собрания. 30 сентября областной закон подписан губернатором области Игорем Орловым. Областной закон опубликован на официальном портале правовой информации 2 октября и вступил в силу.

Изменения стали возможны после вступления в силу 6 августа 2019 года двух федеральных законов – от 26 июля 2019 года № 228-ФЗ и № 251-ФЗ.

Представить сведения о доходах сельским депутатам станет проще

Главное условие – депутат представительного органа сельского поселения осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

Но закон полностью не освобождает таких сельских депутатов от обязанности предоставлять сведения о доходах. Они должны их представить в течение четырех месяцев со дня их избрания. В областном законе конкретизирован данный срок – это день дня голосования на выборах в представительный орган сельского поселения, в который он избран депутатом.

Например, депутаты представительных органов сельских поселений, избранные 8 сентября 2019 года, до 9 января 2020 года обязаны представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данные сведения должны быть представлены всеми избранными сельскими депутатами, независимо от того, что отдельными сельскими депутатами ранее до 30 апреля 2019 года такие сведения представлялись за предшествующий отчетный период.

Также такая обязанность возникает в течение четырех месяцев со дня: 

  • передачи вакантного депутатского мандата – это день принятия избирательной комиссией, организующей выборы в представительный орган сельского поселения, решения о передаче вакантного депутатского мандата;
  • прекращения осуществления ими полномочий на постоянной основе – это день, указанный в решении представительного органа сельского поселения о прекращении осуществления полномочий депутата представительного органа сельского поселения на постоянной основе.

Информация о таких сведениях о доходах не публикуется.

В областном законе раскрывается объем сведений о доходах, которые представляют сельские депутаты в указанных случаях. 

Сведения о доходах представляются за календарный год, предшествующий году его избрания, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе. Сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера – по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения полномочий на постоянной основе. 

После избрания и передачи мандата депутат раздел «Сведения о расходах справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» не заполняет.

В дальнейшем сведения подаются только в случае совершения в течение отчетного периода сделок по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход этого лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих этому периоду. 

При отсутствии таких сделок сельский депутат ежегодно не позднее 30 апреля должен сообщить об этом Губернатору Архангельской области.

Областной закон утвердил форму такого заявления. 

Областной закон содержит процедуру проверки достоверности таких заявлений по такому же порядку, как и проверка сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. 

Как отметил заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации Игорь Андреечев, указанные изменения отражают предложения, которые постоянно вносились в части освобождения или упрощения предоставления депутатами сельских поселений сведений о доходах и имуществе. 

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера все депутаты представительных органов, в том числе сельских, представляют с 2016 года.

Декларационная кампания в этом году для депутатов муниципалитетов проходила уже четвертый раз, два из них – сведения сдавались в представительные органы (за 2015 и 2016 годы), два – губернатору области (за 2017-й и сейчас – за 2018 год).

На территории области проведен комплекс мероприятий по разъяснению федерального закона – это видеоконференции, круглые столы, семинары, выездные мероприятия в муниципальных образованиях, направление методических материалов и информационных писем.

В результате такой работы всё меньше допускается нарушений депутатами представительных органов порядка представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Количество депутатов представительных органов, не представивших указанные сведения, постоянно уменьшается. Если в 2016 году это было 266 из 2116 депутатов (12,57 процента), в 2017 году – 86 из 2084 депутатов (4,12 процента), то в 2018 году – уже 46 из 2055 депутатов (2,24 процента). В этом году сведения о доходах не предоставили 24 из 1986 депутатов муниципальных представительных органов.

Более мягкие меры ответственности

Областной закон предусматривает дифференциацию ответственности за незначительные коррупционные правонарушения, совершенные лицами, замещающими муниципальные должности.

До последнего времени федеральный закон предусматривал только одну меру ответственности за совершение коррупционных правонарушений (предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах) – досрочное прекращение полномочий. 

Федеральный закон предусмотрел ряд более мягких мер ответственности в случае несущественного искажения сведений о доходах. 

В областном законе раскрывается система данных мер ответственности, условия и порядок их применения.

К депутатам представительного органа и главе муниципального образования, исполняющему обязанности председателя представительного органа, могут быть применены следующие меры ответственности:

  • предупреждение;

  • освобождение от должности в представительном органе с лишением права занимать должности в данном органе до прекращения срока их полномочий;

  • освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока их полномочий;

  • запрет занимать должности в представительном органе до прекращения срока их полномочий;

  • запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока их полномочий.

К главе муниципалитета, возглавляющему местную администрацию, может быть применена мера ответственности в виде предупреждения.

Как отметил Игорь Андреечев, такая практика фактически уже была предусмотрена областным законом и применялась. В областном законе уже был введён механизм дифференциации ответственности депутатов муниципальных представительных органов за совершение коррупционных правонарушений, учитывающий малозначительность и смягчающие обстоятельства в каждом конкретном случае. 

Так, учитывается характер таких правонарушений, их тяжесть, обстоятельства, при которых они совершены, соблюдение депутатами других ограничений и запретов, предшествующие результаты исполнения ими своих должностных обязанностей, а также критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения, установленные Минтрудом России.

Решение о применении таких мер ответственности принимается в порядке, предусмотренном муниципальным правовым актом в соответствии с областным законом. Правовой департамент уже готовит рекомендации к таким муниципальным актам.

Областной закон позволит муниципалитетам установить порядок применения указанных мер ответственности.

Прежде чем применять конкретную меру ответственности, каждый факт выявленных нарушений при предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера будет проверен и рассмотрен областным президиумом комиссии по координации работы по противодействию коррупции. В случае несущественного искажения сведений будет направлено заявление о применении к нарушителю одной из указанных мер ответственности.

Правовой департамент администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

Источник: http://dvinanews.ru/-o1szdms6


Возврат к списку