Информация о реализации в Архангельской области Национального плана по противодействию коррупции на 2012 — 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года
О реализации в Архангельской области Национального плана по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года
06 ноября 2012 года
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года, Правительством Архангельской области и иными исполнительными органами государственной власти Архангельской области в 2012 году проведена следующая работа.
Разработка и реализация Плана противодействия коррупции в Архангельской области на 2012 - 2013 годы, ведомственных планов исполнительных органов государственной власти Архангельской области по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы
Указ Губернатора Архангельской области от 26 апреля 2012 года № 51-у «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Архангельской области на 2012-2013 годы» утвержден План противодействия коррупции в Архангельской области на 2012 - 2013 годы (далее - План).
В План включен комплекс мероприятий (поручений) по противодействию коррупции в Архангельской области исходя из задач, определенных Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы.
В рамках Плана противодействия коррупции в Архангельской области на 2012 - 2013 годы исполнительным органам государственной власти Архангельской области (далее - исполнительные органы), администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, Совету по противодействию коррупции при Губернаторе Архангельской области, конкретным исполнительным органам (министерству экономического развития и конкурентной политики Архангельской области, министерству образования и науки Архангельской области, министерству имущественных отношений Архангельской области, министерству по развитию местного самоуправления Архангельской области, агентству архитектуры и градостроительства Архангельской области, контрактному агентству Архангельской области, агентству по печати и средствам массовой информации Архангельской области, контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области) и органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее - органы местного самоуправления) определен перечень поручений по вопросу противодействия коррупции;
В целях координации деятельности исполнительных органов по противодействию коррупции администрацией Губернатора Архангельской области Архангельской области и Правительства Архангельской области разработан типовой ведомственный план исполнительного органа по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы, на основе которого всеми исполнительными органами утверждены ведомственные планы исполнительных органов по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы.
Типовой ведомственный план исполнительного органа по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы объединяет комплекс мероприятий организационного, правового, кадрового и иного характера по следующим направлениям:
организационно-правовые мероприятия (п.п. 1.11 - 1.12);
внедрение антикоррупционных механизмов в систему кадровой работы (п.п. 2.1 - 2.23);
антикоррупционная экспертиза разрабатываемых исполнительным органом государственной власти Архангельской области проектов нормативных правовых актов Архангельской области (п.п. 3.1 - 3.2);
участие институтов гражданского общества в деятельности исполнительного органа государственной власти Архангельской области (п.п. 4.1 - 4.2);
мероприятия, проводимые при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг (п.п. 5.1 - 5.5);
совершенствование организации деятельности при осуществлении государственных закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области и нужд государственных бюджетных учреждений Архангельской области. Осуществление ведомственного финансового контроля (п.п. 6.1 - 6.6).
Утвержденные ведомственные планы исполнительных органов по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы обеспечивают достижение конкретных результатов и осуществление контроля за выполнением мероприятий, предусмотренных данными планами, в том числе с привлечением институтов гражданского общества.
Ведомственные планы исполнительных органов по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы размещены на страницах исполнительных органов на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области осуществляется ежеквартальный контроль и анализ реализации ведомственных планов исполнительных органов по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы.
I. Совершенствование правовой основы противодействия коррупции на территории Архангельской области
В течение 2012 года в первую очередь осуществлялась разработка нормативных правовых актов Архангельской области, направленных на реализацию Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года.
Разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты Архангельской области:
1) областной закон от 15 марта 2012 года № 445-29-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи с совершенствованием государственного управления в сфере противодействия коррупции», проект которого внесен в Архангельское областное Собрание депутатов Губернатором Архангельской области.
Областной закон направлен на реализацию Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».
Данным областным законом вносятся изменения в четыре областных закона:
от 15 июля 1997 года № 34-10-03 «Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области»;
от 27 сентября 2006 года № 222-12-О3 «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области»;
от 26 ноября 2008 года № 626-31-О3 «О противодействии коррупции в Архангельской области»;
от 20 мая 2009 года № 30-3-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области».
Данным областным законом:
а) в части правового регулирования муниципальной службы: определяется, что порядок образования комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, а также проверка достоверности и полноты указанных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера осуществляются в порядке, определяется указом Губернатора Архангельской области;
определяется, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются муниципальными служащими в порядке и по форме, которые установлены указом Губернатора Архангельской области для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими Архангельской области;
определяется порядок применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
в Типовой форме контракта с главой местной администрации муниципального образования Архангельской области закрепляется, что глава местной администрации муниципального образования Архангельской области должен соблюдать ограничения и запреты, а также исполнять обязанности, которые установлены Федеральными законами от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе», от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
б) система мер по противодействию коррупции в Архангельской области дополняется деятельностью по рассмотрению в органах государственной власти Архангельской области, органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
в) Архангельское областное Собрание депутатов наделяется полномочием по утверждению в форме принятия областного закона:
порядка создания комиссии Архангельского областного Собрания депутатов по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Архангельского областного Собрания депутатов;
порядка проверки указанной комиссией достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Архангельского областного Собрания депутатов, а также соблюдения депутатами Архангельского областного Собрания депутатов ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, уставом Архангельской области и областными законами;
порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Архангельского областного Собрания депутатов, на официальном сайте Архангельского областного Собрания депутатов и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросами;
г) уточнены полномочия Губернатора Архангельской области в сфере противодействия коррупции;
д) закреплен статус долгосрочной целевой программы Архангельской области по противодействию коррупции;
е) на уполномоченного по правам человека в Архангельской области распространяются ограничения, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
ж) устанавливаются основания прекращения полномочий заместителя Губернатора Архангельской области, министра Архангельской области, уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка в связи с утратой доверия в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
з) устанавливается, что лицо, замещающее государственную должность заместителя Губернатора Архангельской области, министра Архангельской области, уполномоченного по правам ребенка, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит освобождению от должности в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим указанную государственную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо;
и) определяется, что на Губернатора Архангельской области распространяются ограничения, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом;
к) уточняются запреты для лиц, замещающих государственные должности Архангельской области;
2) указ Губернатора Архангельской области от 25 мая 2012 года № 63-у «О внесении изменений в некоторые указы Губернатора Архангельской области, регулирующие порядок предоставления и проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», принятый в целях приведения в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», которым внесены изменения в:
Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Архангельской области, и государственными гражданскими служащими Архангельской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденное указом Губернатора Архангельской области от 14 декабря2009 года № 51-у;
Положение о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение государственных должностей заместителя Губернатора Архангельской области, уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, министра Архангельской области, и лицами, замещающими государственные должности заместителя Губернатора Архангельской области, уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, министра Архангельской области, утвержденное указом Губернатора Архангельской области от 14 декабря 2009 года № 52-у;
Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Архангельской области, и государственными гражданскими служащими Архангельской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Архангельской области требований к служебному поведению, утвержденное указом Губернатора Архангельской области от 15 февраля 2010 года № 9-у;
Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей заместителя Губернатора Архангельской области, уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, министра Архангельской области, и лицами, замещающими государственные должности заместителя Губернатора Архангельской области, уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, министра Архангельской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности заместителя Губернатора Архангельской области, уполномоченного при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка, министра Архангельской области, утвержденное указом Губернатора Архангельской области от 09 марта 2010 года № 25-у.
Указанные изменения внесены, в том числе, в части:
изменения срока, в течение которого государственный гражданский служащий Архангельской области (лицо, замещающее государственную должность Архангельской области) может представить уточненные сведения о доходах;
включения письменной информации, поступившей от работников подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов Архангельской области либо должностных лиц указанных органов, осуществляющих кадровую работу и
ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в число оснований для проведения проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на государственную гражданскую службу Архангельской области в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей;
3) указ Губернатора Архангельской области от 11 сентября 2012 года № 140-у «О внесении изменений в указы Губернатора Архангельской области от 04 июня 2010 года № 106-у и от 24 августа 2010 года № 161 -у», которым внесены дополнения в приложение к Типовому положению о методике проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Архангельской области в исполнительных органах и представительствах Архангельской области и конкурса на включение в кадровый резерв исполнительных органов и представительств Архангельской области, устанавливающие требования к обязательной проверке знаний законодательства о противодействии коррупции у кандидатов при поступлении на государственную гражданскую службу Архангельской области;
4) указ Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 года № 128-у «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области, и муниципальными служащими в Архангельской области, и соблюдения муниципальными служащими в Архангельской области требований к служебному поведению».
Указ направлен на реализацию Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и областного закона от 15 марта 2012 года № 445-29-О3 «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи с совершенствованием государственного управления в сфере противодействия коррупции».
Указанный федеральный и областной законы вносят изменения в такие нормативные правовые акты, как Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», областной закон от 26 ноября 2008 года № 626-31-О3 «О противодействии коррупции в Архангельской области» и содержат принципиально важные нововведения, направленные на противодействие коррупции на муниципальном уровне. Одно из них — усиление контроля за достоверностью и полнотой сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, муниципальных служащих, а также их супругов (супруг) и несовершеннолетних детей.
Указом Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 года № 128-у определяются правила осуществления проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с муниципальными правовыми актами муниципального образования Архангельской области:
гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области, включенных в соответствующий перечень, утвержденный муниципальным правовым актом муниципального образования Архангельской области, - на отчетную дату;
муниципальными служащими в Архангельской области, замещающими указанные должности муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень, утвержденный муниципальным правовым актом муниципального образования Архангельской области, - по состоянию на конец отчетного периода;
б) достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из концептуальных положений Указа Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 года № 128-у стало право Губернатора Архангельской области при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера направлять запросы о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну. Также могут быть направлены запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В силу требования федерального закона банки и иные кредитные организации, регистрирующие и налоговые органы обязаны представлять высшим должностным лицам регионов сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, претендующих на замещение должностей муниципальных служащих, муниципальных служащих и членов их семей.
Таким образом, кредитные организации, а также регистрирующие и налоговые органы не вправе отказывать в предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, лиц претендующих на замещение должностей муниципальной службы в Архангельской области и членов их семей, что ранее случалось на практике;
5) указ Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 года № 129-у «Об утверждении порядка применения к муниципальным служащим в Архангельской области взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции».
Указ направлен на реализацию Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 329-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» и областного закона от 15 марта 2012 года № 445-29-О3 «О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи с совершенствованием государственного управления в сфере противодействия коррупции», принятых в целях совершенствования мер по противодействию коррупции.
Этими законами введена возможность применения взысканий к муниципальным служащим за совершение коррупционных правонарушений вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.
Коррупционные правонарушения включают в себя несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, а также неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами.
При совершении перечисленных правонарушений к муниципальному служащему могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.
Указ Губернатора Архангельской области от 17 августа 2012 года № 129-у подробно регламентирует порядок применения взысканий к муниципальным служащим за коррупционное правонарушение по итогам проведенной проверки.
В случае установления в действиях муниципального служащего признаков уголовно наказуемого деяния соответствующая информация подлежит незамедлительному направлению руководителем муниципального органа в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией для рассмотрения и принятия решения в порядке статей 144 - 145 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации;
6) постановление Правительства Архангельской области от 28 февраля 2012 года № 65-пп «О рассмотрении в исполнительных органах государственной власти Архангельской области вопросов правоприменительной практики в целях профилактики коррупции».
Данным постановлением, в частности, установлено, что в исполнительных органах государственной власти Архангельской области, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области не реже одного раза в квартал рассматриваются вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти Архангельской области, администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений. Указанным постановлением также определяется порядок реализации указанного положения.
Пунктом 3 данного постановления Правительства Архангельской области органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области рекомендовано определить порядок рассмотрения в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Правительством Архангельской области главам муниципальных образований Архангельской области (письмо от 05 марта 2012 года № 02-26/7) направлено обращение о необходимости определения порядка рассмотрения в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
В этих целях в Правительстве Архангельской области разработано модельное постановление администрации муниципального образования Архангельской области «О рассмотрении в администрации муниципального образования вопросов правоприменительной практики в целях профилактики коррупции», в соответствии с которым вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) главы муниципального образования, администрации муниципального образования и ее должностных лиц рассматриваются не реже одного раза в квартал до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, на оперативных совещаниях при главе муниципального образования в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; результаты рассмотрения указанных вопросов оформляются распоряжениями администрации муниципального образования;
7) постановление Правительства Архангельской области от 30 октября 2012 года № 489-пп «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу Архангельской области «Противодействие коррупции в Архангельской области на 2012 - 2014 годы».
В августе - октябре 2012 года проведен анализ мероприятий, запланированных в долгосрочной целевой программе Архангельской области «Противодействие коррупции в Архангельской области на 2012 - 2014 годы», в результате чего были подготовлены соответствующие изменения в программу. В частности, уточнены наименования мероприятий и целевых показателей и индикаторов по проведению конкурса среди муниципальных образований Архангельской области на право получения субсидии из областного бюджета на реализацию приоритетных мероприятий по противодействию коррупции в муниципальном образовании Архангельской области. При проведении указанного конкурса субсидии из областного бюджета могут быть предоставлены не только на мероприятия, предусмотренные программами по противодействию коррупции в муниципальном образовании Архангельской области, но и на мероприятия, содержащиеся в планах по противодействию коррупции, утвержденных муниципальными образованиями Архангельской области на соответствующий период.
В программу включено новое мероприятие по созданию в 2012 году в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайта «Противодействие коррупции в Архангельской области». Формат существующей страницы, посвященной противодействию коррупции в Архангельской области и размещенной на официальном сайте Правительства Архангельской области, не позволяет создать насыщенный информационный ресурс, содержащий следующую информацию:
- ежедневные новости о противодействии коррупции на федеральном, региональном и местном уровне;
- материалы федеральных органов государственной власти и иных организаций, касающиеся мониторинга коррупции в России;
- информацию по противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и муниципальных образованиях Архангельской области (с приложение всех необходимых документов);
- методические материалы по антикоррупционному просвещению и образованию, в том числе для граждан, государственных и муниципальных служащих, учителей, студентов, школьников, представителей малого и среднего бизнеса и т.д.;
- создание эффективной системы обратной связи, позволяющей корректировать проводимую антикоррупционную работу на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества (проведение опросов общественного мнения среди посетителей сайта).
Из программы исключено как неэффективное и нецелесообразное мероприятие, касающееся подготовки и издания сборников нормативных правовых актов Российской Федерации и Архангельской области, регулирующих вопросы противодействия коррупции, для бесплатного распространения в образовательных учреждениях, учреждениях культуры и в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области. Освободившиеся средства были направлены на выпуск и распространения брошюр, буклетов и иных печатных изданий, содержащих антикоррупционные материалы, а также на обеспечение деятельности сайта, посвященного противодействию коррупции в Архангельской области.
Как показывает практика небольшие буклеты и брошюры легче воспринимаются населением, так как удобны в использовании, содержат в себе основные понятия о коррупции, описание порядка действий в случае столкновения с такими негативными явлениями в жизни, а также адреса и телефоны органов, куда можно обратиться за помощью, что с точки зрения антикоррупционного просвещения населения является наиболее эффективным средством.
Кроме этого, часть средств была направлена на организацию проведения конкурса на лучшее освещение вопросов борьбы с коррупцией в средствах массовой информации (в программе не предусмотрены средства на данное мероприятие). Исполнителем мероприятия является агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области.
Это обусловлено необходимости привлечения внимания средств массовой информации к вопросу противодействия коррупции в Архангельской области, повышение их заинтересованности в размещении материалов антикоррупционной направленности;
Разработаны следующие проекты нормативных правовых актов Архангельской области:
1) проект областного закона «О внесении дополнений и изменений в областной закон «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области», разработанный администрацией Губернатора Архангельской области и Правительством Архангельской области принят Архангельским областным Собранием депутатов в первом чтении (постановление от 17 октября 2012 года № 1583), во втором чтении будет рассмотрен 15 ноября 2012 года на тридцать пятой сессии Архангельского областного Собрания депутатов.
Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается усовершенствовать правовую основу деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. В этих целях предлагается изложить статью 14.1 областного закона от 27 сентября 2006 года № 222-12-О3 «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» в новой редакции, которой предусмотреть наличие комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в каждом муниципальном образовании Архангельской области. Учитывая возможные затруднения в формировании комиссии каждым органом местного самоуправления (представительный орган, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования Архангельской области) законопроект предусматривает возможность создания единой комиссии в муниципальном образовании Архангельской области.
С целью обеспечения единого подхода при формировании правовой и организационной основы деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и с учетом требований законопроекта администрацией Губернатора Архангельской области и Правительством Архангельской области разработан проект указа Губернатора Архангельской области об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
После вступления в силу указа Губернатора Архангельской области об утверждении положения о комиссии по соблюдению требований к
служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов органам местного самоуправления необходимо будет признать утратившими силу муниципальные правовые акты, регулирующие порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта
интересов;
2) проект указа Губернатора Архангельской области «Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов»;
3) проект постановления Правительства Архангельской области и проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О противодействии коррупции», которыми будет предусмотрена обязанность руководителей государственных учреждений Архангельской области представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено подготовить изменения в законодательство Российской Федерации, в части возложения обязанности на руководителей государственных и муниципальных учреждений предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Во исполнение поручения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен соответствующий проект Федерального закона, вносящий изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с целью обеспечить прозрачность оплаты труда руководителей организаций, финансируемых из бюджета.
В соответствии с законопроектом руководители государственных и муниципальных учреждений всех уровней ежегодно, не позднее 30 апреля, будут обязаны представлять учредителю учреждения сведения о личных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. За нарушение указанных положений законопроектом установлена ответственность вплоть до увольнения в случае непредставления ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В отдельных субъектах Российской Федерации, не дожидаясь принятия указанного законопроекта Федеральным Собранием Российской Федерации, вводятся в действие соответствующие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие обязанность руководителей организаций, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Принятие указанных мер позволяет осуществлять контроль над доходами руководителей учреждений, так как порой они значительно превышают доходы руководителей исполнительных органов государственной власти. В отличие от государственных гражданских служащих, которым Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает целый ряд ограничений и запретов, а также регламентирует порядок привлечения к ответственности при возникновении конфликта интересов на государственной гражданской службе, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, законодательство не устанавливает каких либо ограничений или запретов для руководителей учреждений, которые вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью без уведомления руководителя исполнительного органа государственной власти Архангельской области, осуществляющего финансирование и полномочия учредителя. Анализ справок о доходах позволит осуществлять контроль за иной оплачиваемой деятельностью.
Отсутствие контроля за доходами руководителей учреждений создает благоприятную среду для злоупотребления с их стороны. Бюджетные и автономные учреждения помимо бюджетного финансирования имеют доходы в виде платных услуг населению и далеко не все эти доходы декларируются и эффективно используются.
Анализ информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей учреждений, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей позволит исполнительным органам
государственной власти Архангельской области контролировать
деятельность руководителей учреждений в рамках повышения эффективности противодействия коррупции.
4) проект указа Губернатора Архангельской области «О порядке передачи подарков, полученных лицами, замещающими государственные должности Архангельской области, и государственными гражданскими служащими Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями»;
5) проект указа Губернатора Архангельской области «О мониторинге состояния и эффективности противодействия коррупции (антикоррупционном мониторинге) в Архангельской области».
II. Внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации кадровой политики
В настоящее время осуществляются следующие мероприятия:
1) по усилению работы подразделений кадровых служб исполнительных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб исполнительных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), в том числе:
а) государственным гражданским служащим Архангельской области оказывается консультативная помощь по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции;
б) обеспечивается участие специалистов по вопросам противодействия коррупции в деятельности аттестационных и конкурсных комиссий в исполнительных органах.
В составы всех комиссий (по соблюдению требований к служебному поведению, аттестационные, конкурсные) включены специалисты по вопросам противодействия коррупции.
Специалисты департамента государственной гражданской службы и кадров администрации Г убернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области включены в состав и участвуют в заседаниях комиссий исполнительных органов в целях контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства;
в) проводится работа по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной гражданской службы Архангельской области в исполнительном органе;
г) обеспечивается эффективное функционирование комиссий исполнительных органов по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих исполнительных органов и урегулированию конфликта интересов (в том числе разработаны методические рекомендации по вопросу урегулирования конфликта интересов на гражданской службе);
д) организуется переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих исполнительных органов, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
В целях обеспечения повышения квалификации государственных гражданских служащих Архангельской области за девять месяцев 2012 года были организованы и проведены:
курсы повышения квалификации (семинары) для 80 государственных гражданских служащих Архангельской области по 18-часовому учебному плану программы «Совершенствование системы государственной службы Российской Федерации и противодействие коррупции в Российской Федерации»;
курсы повышения квалификации (семинары) для 64 государственных гражданских служащих и 90 муниципальных служащих Архангельской области и глав муниципальных образований по 36-часовому и 72-часовому учебному плану, в которые включены вопросы противодействия коррупции.
За девять месяцев 2012 года повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции прошли 27 государственных гражданских служащих и 19 муниципальных служащих Архангельской области, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции;
2) обеспечивается:
осуществление комплекса мер по соблюдению государственными гражданскими служащими исполнительного органа ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе ограничений, касающихся получения подарков.
В указанных целях разработан проект указа Губернатора Архангельской области, обязывающий лиц, замещающих государственные должности Архангельской области, государственных гражданских служащих
Архангельской области сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи сих должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также определяющий порядок передачи подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями указанными лицами. В соответствии с данным проектом указа на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов возлагаются обязанности по рассмотрению заявлений от указанных лиц о передаче подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, а также содержатся соответствующие рекомендации органам местного самоуправления;
проведение мероприятий по формированию в исполнительном органе негативного отношения к дарению подарков государственным гражданским служащим исполнительного органа в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
3) доведение до государственных гражданских служащих исполнительных органов положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе:
ознакомление государственных гражданских служащих исполнительных органов под расписку с положениями законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в объеме, определенном администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области;
тестирование государственных гражданских служащих исполнительных органов на знание законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по тесту, разработанному администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области;
организуется систематическое проведение оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации исполнительными органами своих функций, и внесение уточнений в перечни должностей государственной гражданской службы Архангельской области, замещение которых связано с коррупционными рисками;
осуществляется контроль за организацией и проведением в исполнительном органе работы по предоставлению государственными гражданскими служащими исполнительных органов сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в том числе путем проведения соответствующих проверок в установленном порядке. Администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской был проведен анализ отчетов о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных кадровыми службами исполнительных органов.
Администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области для государственных гражданских служащих Архангельской области разработана памятка о противодействии коррупции, а также тесты для проверки уровня знаний государственными гражданскими служащими Архангельской области антикоррупционного законодательства. В рамках данной работы планируется проведение тестирования всех государственных гражданских служащих исполнительных органов в целях проверки уровня знаний антикоррупционного законодательства.
Департаментом государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области разработаны методических рекомендаций:
по заполнению гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Архангельской области, и государственными гражданскими служащими Архангельской области справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
о работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
по вопросу выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе Архангельской области
В рамках реализации указанного полномочия на заседаниях коллегии департамента государственной гражданской службы и кадров администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, обеспечивающей взаимодействие кадровых подразделений исполнительных органов, государственных гражданских служащих исполнительных органов, осуществляющих кадровую работу в соответствующем исполнительном органе, в 2012 году рассмотрены следующие основные вопросы:
рассмотрение Методических рекомендаций по заполнению гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Архангельской области, и государственными гражданскими служащими Архангельской области справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
рассмотрение Методических рекомендаций о работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;
обобщение изменений и дополнений, внесенных в законодательство о государственной гражданской службе, организация ознакомления государственных гражданских служащих с положениями законодательства о противодействии коррупции.
Также в рамках проведения коллегии проведены мероприятия по разъяснению внесенных в Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» изменений:
в части ограничений и запретов на государственной гражданской службе (расширен перечень близкого родства по подчиненности друг другу при замещении должностей гражданской службы, ограничения при поступлении на гражданскую службу в случае непредставления и представления заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера);
в части представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, непредставление или представление заведомо ложных либо неполных сведений является правонарушением, и влечет увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы;
в части оснований для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя - одним из оснований является утрата доверия, в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
в части соблюдения служебной дисциплины на государственной гражданской службе предусмотрены взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и несоблюдение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции и порядок их применения, а также перечень оснований для утраты доверия;
изменения, касающиеся кадрового состава гражданской службы, (вступают в силу с 01 января 2013 года), в целях повышения эффективности государственной гражданской службы и противодействия коррупции будет проводиться ротация гражданских служащих путем назначения на иные должности гражданской службы в соответствии с перечнем должностей, по которым предусматривается ротация.
В соответствии с Перечнем должностей сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера были представлены 1082 государственными гражданскими служащими Архангельской области, в том числе 870 государственных гражданских служащих представили сведения на своих супругов и несовершеннолетних детей. Кадровыми службами государственных органов проведен сравнительный анализ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представленных за 2010 и 2011 годы.
В настоящее время также организуется обучение государственных и муниципальных служащих по вопросу внедрения антикоррупционных механизмов при размещении государственных (муниципальных) заказов.
Администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области планирует организовать проведение в декабре 2012 года семинаров по обучению государственных гражданских служащих Архангельской области и работников государственных заказчиков, муниципальных служащих и работников муниципальных заказчиков по вопросу внедрения антикоррупционных механизмов при размещении государственных (муниципальных заказов) для государственных нужд Архангельской области и муниципальных нужд муниципальных образований Архангельской области.
Правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области разработан типовой план противодействия коррупции для муниципальных образований Архангельской области на 2012 - 2013 годы.
В настоящее время планы по противодействию коррупции, которыми руководствуются муниципальные образования Архангельской области в своей деятельности, как правило, приняты на основании Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы и не учитывают приоритетных направлений, как Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы, так и Плана по противодействию коррупции в Архангельской области на 2012 - 2013 годы.
Разработанный типовой план противодействия коррупции в муниципальном образовании Архангельской области на 2012 - 2013 годы разработан в целях установления единства методологических требований при разработке и утверждения планов противодействия коррупции.
Центром кадрового резерва ИПК и ПК федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» совместно с министерством по развитию местного самоуправления Архангельской области и правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области поводятся курсы повышения квалификации (семинары) для 120 муниципальных служащих Архангельской области (3 группы по 40 человек) по 18-часовому учебному плану программы «Государственная политика в сфере противодействия коррупции», сформированной правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области. Первая группа прошла обучение в период с 17 по 19 октября 2012 года, обучение второй группы планируется провести в период с 07 по 08 ноября 2012 года, а третий в период с 05 по 06 декабря 2012 года.
В целях содействия муниципальным образованиям Архангельской области в реализации антикоррупционной политики в рамках мероприятий долгосрочной целевой программы Архангельской области «Противодействие коррупции в Архангельской области на 2012 - 2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 14 октября
2011 года № 391-пп, на основании распоряжения министерства по развитию местного самоуправления Архангельской области от 26 сентября 2012 года № 55 объявлен конкурс среди муниципальных образований Архангельской области на право получения субсидии из областного бюджета на реализацию приоритетных мероприятий по противодействию коррупции в муниципальном образовании Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 18 сентября
2012 года № 403-пп утверждено Положение о порядке проведения конкурса среди муниципальных образований Архангельской области на право получения субсидии из областного бюджета на реализацию приоритетных мероприятий по противодействию коррупции в муниципальном образовании Архангельской области.
В рамках конкурса были определены приоритетные направления, которые могли получить финансирование за счет средств областного бюджета. Это те мероприятия, которые не предусмотрены муниципальными планами противодействия коррупции и на них не выделяются средства местных бюджетов. Вместе с тем в рамках Национального плана по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации, данные направления названы в качестве приоритетных:
1) организация и проведение антикоррупционной пропаганды;
2) вовлечение гражданского общества в процесс реализации антикоррупционной политики, обеспечение эффективного общественного мониторинга и общественного контроля за организацией рассмотрения жалоб и обращений граждан, реализацией полномочий комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, размещением заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд;
3) создание условий для выявления фактов коррупционных проявлений, пресечения преступлений должностных лиц с использованием служебного положения;
4) муниципальная поддержка общественных антикоррупционных инициатив, повышение антикоррупционной правовой культуры граждан;
5) антикоррупционное обучение муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
6) вовлечение населения в процесс изучения и применения антикоррупционного законодательства, обсуждения и выработки эффективных механизмов профилактики коррупции;
7) внедрение антикоррупционных механизмов в размещение муниципального заказа, в том числе в целях организации антикоррупционной экспертизы аукционной документации (конкурсной документации);
8) воспитание у молодежи неприятия коррупции как явления, несовместимого с ценностями демократически развитого общества;
9) содействие городским и сельским поселениям Архангельской области в реализации антикоррупционной политики;
10) внедрение в практику корпоративного управления антикоррупционных программ и других мер антикоррупционной корпоративной политики.
На конкурс было подано 11 заявок. По итогам работы комиссии победителями конкурса признаны семь муниципальных образований: Вельский, Виноградовский, Няндомский и Шенкурский муниципальный районы, а также городские округа «Г ород Архангельск», «Котлас» и «Новодвинск». Все они получили финансирование в рамках долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Архангельской области на 2012 - 2014 годы».
Комиссия особо отметила проект «Твоё слово», представленный администрацией Вельского муниципального района. Основная цель проекта - формирование антикоррупционной культуры среди населения муниципалитета и, прежде всего, молодежи. Проект будет реализован в три этапа, в ходе которых на конкурсной основе отберут 25 молодых людей с активной жизненной позицией для участия в автопробеге с программой агитбригады.
Также отмечен проект городского округа «Город Архангельск» «Ты - гражданин, а это значит...», предполагающий создание в трёх муниципальных округах Архангельска молодёжной школы права, а также проведение «правовых пятниц» на базе муниципальных библиотек. Цикл лекций-дискуссий антикоррупционной направленности разработан по двум направлениям - знакомство с особенностями психологии коррупции и расширение правового кругозора подростков и молодёжи.
Для реализации каждого из проектов-победителей решением конкурсной комиссии из регионального бюджета муниципальным образованиям выделены субсидии в размере от девяти до 100 тыс. рублей.
В целях выполнения указанных нормативных правовых актов правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области проведен анализ представленных местными администрациями городских округов и муниципальных районов Архангельской области положений о советах, рабочих группах, иных совещательных органах по противодействию коррупции в муниципальных образованиях, составов советов, а также планов работы советов на текущий год.
В результате анализа выявлен ряд недостатков в организации работы Советов, указанных в аналитической записке о работе Советов по противодействию коррупции в городских округах и муниципальных районах Архангельской области:
утверждение положений о Совете индивидуальными правовыми актами (распоряжениями) и отсутствие их официального опубликования; формальный характер состава Советов;
отсутствие планирования заседаний Советов на текущий год; сужение круга вопросов, рассматриваемых на заседаниях Совета, либо включение в план работы Совета не свойственных ему вопросов.
В целях создания действенной системы руководства деятельностью по противодействию коррупции в муниципальных образованиях Архангельской области главам муниципальных образований дан ряд поручений.
Правовым департаментом проанализированы вопросы организации системы «телефон доверия» по фактам коррупционной направленности, с которыми граждане и организации столкнулись в процессе взаимодействия с должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований.
В целях создания условий для выявления фактов коррупционных проявлений, пресечения преступлений должностных лиц с использованием служебного положения, осуществления комплекса мероприятий, направленных на вовлечение населения Архангельской области в реализацию антикоррупционной политики принят указ Губернатора Архангельской области от 14 июля 2011 года № 105-у, которым введена в действие система «телефон доверия» по фактам коррупционной направленности, с которыми граждане и организации столкнулись в процессе взаимодействия с должностными лицами исполнительных органов государственной власти Архангельской области и представительств Архангельской области.
Пунктом 5 указа Губернатора Архангельской области от 14 июля 2011 года № 105-у органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области рекомендовано до 1 октября 2011 года также ввести в действие систему «телефон доверия» по фактам коррупционной направленности, с которыми граждане и организации столкнулись в процессе взаимодействия с должностными лицами органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Для этого правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области разработано и направлено в органы местного самоуправления типовое постановление администрации муниципального образования об утверждении Порядка организации работы системы «телефон доверия» по фактам коррупционной направленности, с которыми граждане и организации столкнулись в процессе взаимодействия с должностными лицами администрации муниципального образования.
Правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области разработана памятка по противодействию коррупции для муниципальных служащих и лиц, замещающих выборные муниципальные должности. Указанный материал планируется направить в органы местного самоуправления всех муниципальных образований.
В соответствии с Планом по противодействию коррупции в Архангельской области на 2012 - 2013 годы, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 26 апреля 2012 года № 51-у, органам местного самоуправления необходимо принять меры по повышению эффективности использования общественных (публичных) слушаний, предусмотренных земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации, при рассмотрении вопросов о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В целях выработки рекомендаций по принятию указанных мер, правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области подготовлен запрос главам городских округов и муниципальных районов Архангельской области о предоставлении в срок до 01 ноября 2012 года информации о практике проведения общественных (публичных) слушаний в муниципальных образованиях Архангельской области.
IV. Привлечение некоммерческих организаций к участию в
мероприятиях по предупреждению и профилактике коррупции
В рамках реализации системы антикоррупционных мер в Архангельской области администрация Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области провела конкурс проектов некоммерческих организаций по привлечению населения к участию в мероприятиях по предупреждению и профилактике коррупции.
Конкурс проводился в рамках комплекса антикоррупционных мер, предусмотренных областной долгосрочной целевой программой «Противодействие коррупции в Архангельской области на 2012 - 2014 годы», одной из целей которой является формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости по отношению к коррупции.
По итогам работы конкурсной комиссии победителями конкурса признаны:
проект «Профилактика и предупреждение коррупции в предпринимательской среде» разработало архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Его основная цель — правовой ликбез в сфере бизнес-сообщества. Разработка включает в себя ряд антикоррупционных мероприятий для руководителей и специалистов организаций, индивидуальных предпринимателей и тех, кто планирует начать собственное дело.
проект «История справедливости», разработанный региональной молодежной общественная организацией «Северный клуб исторического фехтования». Ее представители хотят сформировать у молодежи Поморья негативное отношение к коррупции, высмеивая это явление с помощью интерактивных театрализованных представлений в формате исторической реконструкции.
проект «Архангельская область — регион без коррупции», созданный общественной организацией «Антикоррупционный мониторинг». Речь идет об организации общественной приемной, юридическом консультировании граждан, круглосуточной работе линии доверия, лекциях о способах противодействия коррупции в государственных и муниципальных учреждениях, проведении тематических конкурсов для старшеклассников и студентов вузов.
В соответствии с пунктами 35-41 Положения о конкурсах целевых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций и порядке предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 20 сентября 2011 года № 334-пп, с указанными организациями заключены договоры на предоставление субсидии в размере от 50,0 тысяч рублей до 100,0 тысяч рублей.
20 декабря 2012 года администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области запланировано проведение
круглого стола с представителями бизнес сообщества Архангельской области.
Планируется, что в мероприятии примут участие представители Архангельского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Архангельской торгово-промышленной палаты, Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», предприниматели Архангельской области.
Необходимость вовлечения бизнеса в антикоррупционную деятельность обусловлена тем, что коррупция выросла не только в одну из болевых точек российского общества и государства, но и проблему самого предпринимательства, поскольку больше всего от коррупции страдает средний и малый бизнес.
Национальным планом противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденной Президентом России в марте 2012 года, закреплено требование разработки Антикоррупционной хартии российского бизнеса.
В рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2012» в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведева 21 сентября 2012 года Антикоррупционная хартия российского бизнеса была подписана организацией «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палатой России, Российским союзом промышленников и предпринимателей и объединением «Деловая Россия».
Хартия объединяет 12 принципов антикоррупционного поведения, которые применяются как при выстраивании взаимодействия с органами власти, так и в корпоративных отношениях.
Так, в программах и других внутрикорпоративных документах четко и подробно должны закрепляться правила и процедуры, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности компаний.
Компании должны разрабатывать антикоррупционные меры с учетом специфики своей деятельности и таких факторов, как размер компании, род деятельности, риски и география деятельности, текущая ситуация, особенности корпоративной культуры. Также должны использоваться внутренние процедуры, которые позволяют совершенствовать антикоррупционные программы, включая механизмы «обратной связи», предотвращения и разрешения конфликта интересов, рассмотрения жалоб.
Среди конкретных мер - эффективный финансовый контроль. Это организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности. Компании не должны допускать, в частности, создания неофициальной (двойной) отчетности, проведения неучтенных или неправильно учтенных операций, ведения учета несуществующих расходов, намеренного уничтожения бухгалтерской и иной документации.
Еще целый ряд принципов касается обучения кадров, активного вовлечения в реализацию антикоррупционных программ, контроля за персоналом, коллективных усилий и публичности. Указанные правила должны предусматривать отказ от предложений или получения подарков и оплаты расходов, когда подобные действия могут повлиять на исход коммерческой сделки, конкурса, на принятие решения государственным органом или должностным лицом. В иных случаях компании строго придерживаются установленного ими порядка передачи и получения подарков, оказания знаков гостеприимства, оплаты услуг, основанного на принципах прозрачности, добросовестности, разумности и приемлемости таких действий.
За нарушение антикоррупционных правил компании применяют установленные меры взыскания вплоть до увольнения виновных.
Также компании публично объявляют о проводимой ими политике противодействия коррупции и применяют эффективные механизмы распространения информации об антикоррупционных программах внутри компании.
Отдельная статья Хартии посвящена принципам прозрачности и открытости процедур закупок, конкуренции и объективных критериев принятия решений. Компании должны использовать в качестве приоритетного способа осуществления закупок товаров, работ и услуг открытые формы торгов и иных закупочных процедур.
Компании поощряют выявление информации о неправомерных или сомнительных действиях, подпадающих под признаки коррупции, содействуют поиску, получению и распространению указанной информации.
В целях внедрения норм Антикоррупционной хартии российского бизнеса в практику бизнеса Архангельской области, а также выработки конкретных мер по устранению причин и условий коррупционных проявлений, с которыми сталкиваются представители бизнеса, запланировано проведение круглого стола.
V. Организация антикоррупционного образования в Архангельской области
Государственным автономным образовательным учреждением «Архангельский областной институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» начата работа по разработке учебнометодических материалов для школьников и студентов по антикоррупционному образованию.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Противодействие коррупции в Архангельской области на 2012 - 2014 годы» планируется издать сборник методических материалов для использования в образовательном процессе по отдельным предметам и провести курсы повышения квалификации для учителей-предметников общеобразовательных учреждений в Архангельской области.
В целях организации работы по внедрению в учебный процесс специализированных курсов антикоррупционной направленности администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области и министерством образования и науки Архангельской области намечено проведение конференции «Организация антикоррупционного образования, антикоррупционного просвещения и антикоррупционной пропаганды в Архангельской области», которая состоится 13 декабря 2012 года. На конференцию будут приглашены преподаватели и руководители образовательных учреждений в Архангельской области, представители органов управления образования в Архангельской области, некоммерческих организаций.
На конференции будет обобщен опыт организации антикоррупционного образования в других субъектах Российской Федерации, для этого планируется пригласить одного из представителей ведущих регионов Российской Федерации, где данная работа уже налажена.
Также в настоящее время проводится конкурс студенческих и школьных работ по антикоррупционному анализу законодательства и разработке общественных механизмов противодействия коррупции.
Конкурс проводится с целью привлечение внимания студенческой молодежи и школьников к проблемам коррупции в современном обществе и формирование у них антикоррупционного поведения и антикоррупционной этики.
На конкурс принимаются работы Конкурсные работы, посвящённые антикоррупционному анализу законодательства, разработке общественных механизмов противодействия коррупции, изучению причин возникновения коррупции в системе государственного и муниципального управления, механизмов противодействия этому явлению.
Принять участие в конкурсе смогут обучающиеся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в Архангельской области, а также обучающиеся 9 - 11 классов школ.
Конкурсной комиссией будут рассмотрены научные, дипломные, курсовые и творческие работы по следующим номинациям:
1) «Государство без коррупции: миф или реальность?» (номинация «Лучшая работа по анализу причин и условий, способствующих проявлению коррупции»);
2) «10 способов победить коррупцию» (номинация «Лучшая работа по разработке механизмов и способов противодействия коррупции на уровне региона, муниципального образования»);
3) «Антикоррупционная экспертиза: возможность или необходимость» (номинация «Лучшая работа по антикоррупционной экспертизе и оценке регионального и (или) муниципального законодательства Архангельской области»;
4) «Борьба с коррупцией - проблема государства или дело каждого?» (номинация «Лучшая работа по созданию механизмов общественного антикоррупционного контроля на региональном и (или) муниципальном уровне»;
5) «Лучший плакат на антикоррупционную тематику».
Планируется, что в дальнейшем конкурс станет ежегодным.
В декабре, к Международному дню борьбы с коррупцией, победителей конкурса отметят денежными премиями. Кроме того, победившие в конкурсе, получат организационную и информационную поддержку Правительства Архангельской области: будут размещены в средствах массовой информации, в общественных местах, учебных заведениях, а также использованы в учебных целях в методических и информационных изданиях.
VII. Организация антикоррупционной пропаганды
На официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан раздел, посвященный противодействию коррупции, включающий информацию о:
планах и программах противодействия коррупции в Архангельской области;
законодательстве о противодействии коррупции;
Совете по противодействию коррупции при Губернаторе
Архангельской области;
мероприятиях по противодействию коррупции;
отчетах и аналитических материалах по противодействию коррупции в Архангельской области;
внедрении антикоррупционных механизмов в систему кадровой работы;
антикоррупционном мониторинге;
антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
Архангельской области и их проектов;
организации и проведении антикоррупционных мероприятий с привлечением граждан и общественных организаций;
методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области по противодействию коррупции;
антикоррупционном просвещении и антикоррупционной пропаганде;
организации «телефона доверия» по фактам коррупционной направленности;
участии субъектов предпринимательской деятельности в противодействии коррупции и т.д.
На страницах исполнительных органа государственной власти
Архангельской области на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах исполнительных органов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» созданы разделы, посвященные противодействию коррупции.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 1 Плана противодействия коррупции в Архангельской области на 2012 - 2013 годы, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 26 апреля 2012 года № 51-у, в целях обеспечения доступности информации о противодействии коррупции в исполнительных органах государственной власти Архангельской области исполнительными органам государственной власти Архангельской области созданы разделы «Противодействие коррупции» на странице исполнительного органа государственной власти Архангельской области на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах исполнительных органов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (при их наличии).
В соответствии с рекомендациями администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области раздел «Противодействие коррупции» должен включать следующую информацию:
1) ведомственный план исполнительного органа государственной власти Архангельской области по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы, утвержденный распоряжением исполнительного органа;
2) информацию о выполнении ведомственного плана исполнительного органа государственной власти Архангельской области по противодействию коррупции на 2012 - 2013 годы (обновляется
ежеквартально);
3) информацию о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Архангельской области и урегулированию конфликта интересов, образованной в исполнительном органе государственной власти Архангельской области (далее - комиссия), в том числе:
общую информацию о комиссии;
состав комиссии с указанием распоряжения исполнительного органа, которым он утвержден;
информацию о деятельности комиссии (подлежит обобщению и размещению информация о деятельности комиссии за период 2010 - 2012 годов; в дальнейшем информация должна обновляться ежеквартально);
4) информацию о должностных лицах (должностном лице) кадровой службы исполнительного органа, ответственных (ответственного) за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности);
5) перечень должностей государственных гражданских служащих исполнительного органа, при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
6) порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих исполнительного органа государственной власти Архангельской области к совершению коррупционных правонарушений;
7) результаты ежеквартального рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) исполнительного органа и его должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 28 февраля 2012 года № 65-пп «О рассмотрении в исполнительных органах государственной власти Архангельской области вопросов правоприменительной практики в целях профилактики коррупции».
Также в рамках реализации Плана противодействия коррупции в Архангельской области на 2012-2013 годы на странице исполнительного органа государственной власти Архангельской области на официальном сайте Правительства Архангельской области в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальных сайтах исполнительных органов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должна размещаться следующая информация (при их наличии):
административные регламенты предоставления государственных услуг в актуальной редакции (например, в специальном разделе «Государственные услуги»);
административные регламенты исполнения государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в актуальной редакции (например, в специальном разделе «Государственный контроль»);
состав коллегии исполнительного органа.
В связи с созданием в Архангельской области в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» специализированного сайта «Противодействие коррупции в Архангельской области», для удобства работы пользователей, данную информацию планируется систематизировать и переработать.
В рамках проведения антикоррупционного мониторинга состояния коррупции в Архангельской области министерством по развитию местного самоуправления Архангельской области организовано проведение опросов общественного мнения и фокус-групп в муниципальных образованиях Архангельской области для оценки уровня коррупции, выявления недостатков в нормативных правовых актах, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
Полученные в результате социологического исследования данные будут использованы администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области для выявления наиболее коррупционных сфер деятельности и для планирования и осуществления мероприятий антикоррупционной направленности государственными органами Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Исследования проводятся на территории муниципальных районов Архангельской области и городских округов Архангельской области.
Министерством по делам молодежи и спорту Архангельской области проводится творческий конкурс среди молодежи «Коррупция глазами молодежи», направленного на формирование антикоррупционного сознания.
В 2012 году планируется провести конкурс на лучшее освещение вопросов борьбы с коррупцией в средствах массовой информации.
Проведение конкурса обусловлено необходимостью привлечения внимания средств массовой информации к вопросу противодействия коррупции в Архангельской области, повышение их заинтересованности в размещении материалов антикоррупционной направленности.
Целью конкурса является привлечение общественного внимания к проблемам борьбы с коррупцией, вовлечение гражданского общества в
реализацию антикоррупционной политики, формирование
антикоррупционного сознания, воспитания нетерпимости по отношению к коррупционным проявлениям, содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупционных факторах.
По итогам конкурса авторы лучших материалов направленных на раскрытие проблемы коррупции в государстве и обществе, освещение принимаемых мер по борьбе с коррупцией, методов успешного противостояния коррупции, разъяснение прав граждан и организаций для минимизации и ликвидации коррупционных проявлений, а также последствий коррупционных правонарушений, опубликованные в средствах массовой информации получат денежные призы.
Организатором конкурса является агентство по печати и средствам массовой информации Архангельской области.
Проведение комплекса мероприятий посвященных Международному дню по борьбе с коррупцией (09 декабря).
В 2003 году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию ООН против коррупции и учредила Международный день борьбы с коррупцией, который ежегодно отмечается 09 декабря. Российская Федерация одна из первых подписала антикоррупционную Конвенцию и в 2006 году ратифицировала ее.
В целях решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, Правительством Архангельской области разработан план мероприятий, приуроченных к Международному дню борьбы с коррупцией, которые будут проведены в Архангельской области в период с 04 декабря 2012 года по 20 декабря 2012 года.
В рамках антикоррупционного марафона планируется проведение пресс-конференций, конференций, круглых столов, семинаров, подведение итогов конкурсов. Большой комплекс мероприятий будет проведен в образовательных учреждениях. Для освещения мероприятий будут привлечены средства массовой информации.
Проведение мероприятий, посвященных Международному дню по борьбе с коррупцией (09 декабря) планируется проводить ежегодно.
VI. Разработка рекомендаций по планированию и проведению мероприятий по противодействию коррупции в государственных учреждениях Архангельской области и государственных унитарных предприятиях Архангельской области
В целях реализации Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы правовым департаментом администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области разработаны рекомендации по планированию и проведению мероприятий по противодействию коррупции в государственных учреждениях Архангельской области и государственных унитарных предприятиях Архангельской области.
Рекомендации разработаны в целях установления единства методологических требований при разработке, корректировке и утверждении планов и мероприятий по противодействию коррупции в государственных учреждениях Архангельской области и государственных унитарных предприятиях Архангельской области.
Главной целью работы в данном направлении является создание системы противодействия коррупции, как в отдельном исполнительном органе государственной власти Архангельской области, так и в подведомственных ему государственных учреждениях Архангельской области и государственных унитарных предприятиях Архангельской области в целом.
Одной из первых таких мер станет введение обязанности руководителей государственных учреждений Архангельской области представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.